В мировой практике деятельность по связям с общественностью имеет несколько сотен определений. Термин «Public relations» чаще всего переводится как «связи с общественностью», где под общественностью подразумевается внешняя и внутренняя среда определенной организации или какого-то социального проекта, состоящая из личностей, к которым относится персонал, партнеры, противники, управляющие и регулирующие инстанции, потенциальные и реальные потребители продукта или услуги. К общественности относятся лидеры организаций, руководители всех уровней, граждане и сообщества граждан. Деятельность по связям с общественностью направляется на гармонизацию отношений между ее элементами. Эти действия целенаправленно влияют на мнение общества о конкретных организациях, идеях, лидерах или проектах.
Есть два основных подхода к пониманию деятельности по связям с общественностью. Сторонники альтруистического подхода определяют эту деятельность, как работу по достижению взаимопонимания и дружественности между лидером, организацией и людьми, их группами и обществом в целом. При этом распространяются пояснительные материалы, и анализируется реакция общественности на информацию.
Рациональный подход в понимании деятельности по связям с общественностью описывает такую модель, при которой интересы общественности используются для того, чтобы выстроить программу, направленную на то, чтобы общественность принимала во внимание интересы организации или конкретного лидера. Еще в начале 20 века Э.Бернейз определил деятельность по связям с общественностью как усилия, направленные на убеждение общественности в необходимости изменить свои действия, а также призванные гармонизировать действия организации в интересах общественности и наоборот. Рациональный подход в понимании деятельности по связям с общественностью позволяет давать и компромиссные, и абсолютно прагматичные определения этой деятельности.
Связи с общественностью являются одной из функций менеджмента, которая предполагает установление и поддержание взаимных отношений между организацией или лидером и общественностью. Такие отношения влияют на успех деятельности этой организации или лидера.
Деятельность по связям с общественностью может оказывать влияние на людей по нескольким направлениям:
- заставлять сделать что-либо;
- заставлять не совершать каких-то действий;
- добиваться положительной реакции на неоднозначные действия организации;
- мотивировать новое поведение;
- поддерживать сложившееся поведение;
- модифицировать негативное, нежелательное поведение.
Связи с общественностью в различных сферах
В зависимости от сферы деятельности фирмы деятельность по связям с общественностью может приобретать определенные характеристики. Например, промышленные предприятия должны учитывать интересы больших групп людей: акционеров, покупателей, поставщиков, органов власти, местных жителей, своих сотрудников и т.д.
Коммерческая организация при помощи связей с общественностью может заботиться о своем имидже, улучшать общественное мнение после негативной критики или кризиса компании, сообщать о выходе нового продукта, взаимодействовать с политическими структурами и прочее.
В сфере работы вузов и НИИ деятельность по связям с общественностью может помочь найти инвесторов для внедрения в жизнь новейших разработок, а также установить необходимую связь с органами власти, партерами, обществом в целом.
В финансово-банковской сфере деятельность по связям с общественностью может помочь в установлении доверия к подобным институтам, поддержании имиджа надежности и стабильности.